Студия «ЭРУДИТ»
для детей дошкольного возраста
«ЭРУДИТ» - Это радость, удовольствие, движение, игра, творчество.
Для записи и справок:
8-917-75-393-94
В помощь родителям

Советы логопеда

 Развитие мелкой моторики рук у детей в онтогенезе (развитии).

1-2 года:
—  ребенок держит два предмета в одной руке;
—  чертит карандашом, переворачивает страницы книги;
—  ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года:
— открывает ящик и опрокидывает его содержимое:
— играет с песком и глиной;
— открывает крышки;
— пытается резать ножницами бумагу;
— красит пальцы;
— пытается нанизывать крупные бусы.

3-4 года:

— держит карандаш пальцами;
— пытается рисовать каракули, интересуется ими;
— собирает постройки из 9 кубиков.

4-5 лет:

— рисует карандашами и цветными мелками;
— строит постройки более чем из 9 кубиков;
— складывает бумагу более чем один раз;
— определяет предметы на ощупь;
— лепит из пластилина (от 2 до 3 частей);
— зашнуровывает ботинки.

Развивайте мелкую моторику рук у детей.

Делайте с ребёнком  следующие упражнения:

1.Игры-манипуляции

«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» — указательным пальцем осуществлять круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» — ребенок поочередно загибает каждый пальчик по тексту. Выполняются эти упражнения самостоятельно или с помощью. Они развивают воображение:  в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2.Сюжетные пальчиковые игры

«Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно),

«Распускается цветок» из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Грабли», — ладони  на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» — ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

3.Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Ребенок поочередно соединяет пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямляет по очереди каждый палец, или сжимает пальцы в кулак и разжимает и в это время произносит оппозиционные  (глухие – звонкие) звуки: п-б, т-д, к-г, с-з.

4.Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнения требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Колечко», — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак – ребро – ладонь», — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос»,  — левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д). Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.

«Горизонтальная восьмерка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струей воды», — движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» — большим и указательными пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты», — движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движение обеих кистей: имитация посыпание солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» — движения, как при растирании рук.

 «Молоточек», — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют траву» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного массажа используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

«Театр в руке» — Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Рыбки» — кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».

«Осьминожки» — правая рука осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу двигается осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

При работе над данными упражнениями можно включать релаксационную (спокойную) музыку, типа:  «Шум моря» «Голоса птиц» и др.

Информацию подготовила Абакова Р.З., учитель логопед высшей квалификационной категории.